Ко́зинцев Григорий Михайлович (1905-1973), кинорежиссёр, педагог, сценарист, теоретик кино, народный артист СССР (1964). В 1924-45 работал совместно с Л. З. Траубергом; разрабатывали гротескно заострённые приёмы киновыразительности («Похождения Октябрины», 1924; «Шинель», 1926; «С.В.Д.», 1927); перейдя в звуковое кино, обратились к реалистически-повествовательной манере: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939). Козинцев экранизировал классические произведения: «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971). Профессор ВГИКа (с 1941). Теоретический труд «Пространство трагедии» (1973) и др. Государственная премия СССР (1941, 1948), Ленинская премия (1965).
* * *
КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович - КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (1905-73), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1964). Фильмы: «Шинель» (1926), трилогия о Максиме (1935-39) - все совместно с Л. З. Траубергом; «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др. Профессор ВГИКа (с 1941). Книги «Пространство трагедии» (1973) и др. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1941, 1948).
* * *
КО́ЗИНЦЕВ Григорий Михайлович (22 марта 1905, Киев - 17 мая 1973, Ленинград), российский кинорежиссер, педагог, теоретик кино, народный артист СССР (1964).
В 1919-20 учился в киевской школе живописи, работал в театре Соловцова (см. СОЛОВЦОВА ТЕАТР), театре «Арлекин»; затем учился в Петроградской академии художеств. В 1921 совместно с Л. З. Траубергом (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) организовал Фабрику эксцентрического актера (ФЭКС) - театральную школу, сочетавшую обучение актеров с постановкой спектаклей и воспитавшую ряд замечательных актеров и режиссеров кино (Я. Жеймо, Е. А. Кузьмина (см. КУЗЬМИНА Елена Александровна), С. А. Герасимов (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич), О. П. Жаков (см. ЖАКОВ Олег Петрович) и др.). С 1924 Козинцев начал работать в кино (до 1945 все фильмы ставил совместно с Траубергом). В картинах «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925), «Чертово колесо» (1926) большое значение имел формальный эксперимент и свободное сочетание разных, по преимуществу «низких» жанров. Несомненным шедевром явилась экранизация повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1926), с удивительной выразительностью рассказавшая об одиночестве «маленького» человека в мире казенного Петербурга. В костюмно-историческом «С. В. Д.» (1927) удалось найти интересный подход к сюжету о декабристах. «Новый Вавилон» (1929) с редким по тем временам эпическим размахом воспроизводил события Парижской Коммуны.
С первой звуковой картиной «Одна» (1931) - о молодой учительнице, отправленной на работу в глухое сибирское село, - в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. В трилогии о Максиме - «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939, Государственная премия СССР, 1941), сделанной в жанре историко-революционной эпопеи, режиссеры отдали дань официальному искусству, что не помешало им сделать эти ленты зрелищными, во многом новаторскими. После этого Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (см. ВГИК) (с 1960 - профессор).
После войны Козинцев, обратившись к популярному тогда биографическому жанру, поставил фильмы «Пирогов» (1947, Государственная премия СССР, 1948) и «Белинский» (1953). Его «Дон-Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964, Ленинская премия 1965, специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970), подчеркивали непреходящую актуальность великих трагедий. Козинцев нашел в своих шекспировских лентах интересные пластические решения, сочетающие тонкую стилизацию с исторической достоверностью. Повествование велось в драматичной, но реалистической манере, а черно-белая пленка придавала изображению оттенок благородного аскетизма. Козинцевские Гамлет (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович)) и король Лир (Ю. Ярвет (см. ЯРВЕТ Юри)) с их рефлективностью и напряженной работой души были без преувеличения современными героями.
В 1965-71 Козинцев руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973).